Моя педагогическая философия

Описание опыта работы на тему: 
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в  процессе детского экспериментирования»

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на­блюдать»

(В. Сухомлинский)

     Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! -  инициативным, думающим, способным  на творческий подход к любому делу. Т.е., одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала каждой личности.

   Способность к творческой деятельности проявляется уже у детей дошкольного возраста. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными,  общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать  возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

   Процесс познания - творческий, и наша задача - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выгодский. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, разнообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите ребенка научить логически мыслить, ведите его в природу», - советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский. 

   Проблема развития познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Возможно ли развивать познавательную активность дошкольников в процессе исследовательской деятельности? Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста?    

   Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, они различными способами самостоятельно воздействуют на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.  3адача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

   В работах многих отечественных педагогов говорится о не­обходимости включения дошкольников в осмысленную деятель­ность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и разли­чия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоя­нии справиться с самым простым учебным заданием, они быст­ро выполняют его, если оно переводится в практическую плос­кость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

   Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

   В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский.

   Проблема саморазвития и развития является центральной при построении любой программы для детей дошкольного возраста. Анализ целого ряда работ (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Т. С. Комарова, Н. Н. Поддьяков, М. И. Лисина, Г. Г. и Е. Е. Кравцовы и др.) позволил придти к выводу: занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

   Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребенка т в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

   Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса объективирующего, а интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
   Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. 
В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:       
·       развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
·       освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
·       перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
·       развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
·       расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Итак, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе,  мы выделяем  основные характеристики детского экспериментирования:
1.    Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности,  в которой наиболее ярко выражены  процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых  мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2.    В детском экспериментировании  наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная  на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). 
3.    Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества.
4.    Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской  жизни, все виды деятельности, в том  жизни,  все  виды  деятельности,  в  том числе и игровую.
 Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования  и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей. 

   Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве.
   В дошкольном учреждении элементарная познавательно-исследовательская деятельность может быть организована в разных формах: дидактические игры, эвристические беседы, включающие решение речевых логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, использование моделей и деятельности моделирования, опытно-экспериментальная деятельность.
   Экспериментирование - доступное и эффективное  средство при формировании познавательной мотивации, а она - основа для достижения всех целей. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную  деятельность, проявляет активность, деятельность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
  Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  
   Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
   Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
   Выбрав тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования», я поставила перед собой задачи изучения научно-практических материалов и методики проведения занятий в форме экспериментирования, а также создание предметно-развивающей среды для проведения простейших  опытов и экспериментов.
   Была определена цель - развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Для достижения данной цели были  поставлены следующие  задачи:
1.    Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской  деятельности.
2.    Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
3.    Формировать умения детей делать выводы на основе практического  опыта и применять в самостоятельной  деятельности.
Основное содержание «исследований» предполагает:
· расширение представлений детей  о явлениях и объектах окружающего  мира;
· уточнение всего спектра свойств  и признаков объектов и предметов;
· расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних  объектов и явлений от других.
   Работа началась с изучения методической литературы, а также создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности  дошкольников.
   Новизна опыта заключается в перспективном планировании, в котором раздел исследовательской деятельности детей проходит через разные формы детской деятельности, а также в процессе интеграции образовательных областей. Я составила картотеку опытов и экспериментов, картотеку  загадок, планы-конспекты занятий для детей разных возрастных групп, аудио- и ведиотеку, подобрала методическую и познавательную литературу, слайды для демонстрации различный объектов и явлений для изучения.
   Для последовательного, поэтапного  знакомства детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности был  составлен тематический план по освоению детьми  окружающего мира. Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира  предполагает формирование у них  следующих представлений:
· выявление свойств воздуха;
· выявление свойств воды;
· выявление свойств снега и льда;
· выявление свойств песка и глины;
· знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений, насекомых и животных.
Проектирование предметно-развивающей среды с возрастом детей меняется: постепенно расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
   В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
   Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое - части) и временных отношений (сначала - потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки, объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.
   Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
    Маленькие дети знакомятся с водой и ее свойствами. Я подводила детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «Дождик» и др.
   Дети убедились, что дождь - это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана - чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей».
   При знакомстве с овощами я проводила с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают, дети определяли овощи на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.
   При знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи.
При решения социальной проблемной ситуации в повседневной жизни на прогулке была с модулирована проблема «Как достать листик?» В ходе этого эксперимента, часть детей подпрыгивали, другие использовали подручный материал: палочки, веточки, скамейку, кто-то пытался подуть на листики. А часть детей так и не смогли решить эту проблему.
   Чем разнообразнее и интен­сивнее поисковая деятельность, тем больше новой информа­ции получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он разви­вается. С маленькими детьми я выполняю самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляем последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. В этом возрасте главное сформировать навыки самообслуживания. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.
   В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку". Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Для более глубокого изучения темы "Домашние животные" изготовила мини-макет "Скотный двор" здесь дети видят разницу жизни домашних животных. Дети узнали, что за животными ухаживают люди, они кормят, их поят, а мы нарисовали для них забор, что бы к ним не прокрался волк. Познакомились с семьей петушка и превратили цыплят в жёлтые комочки, а котяткам нарисовали пушистую шёрстку.
   Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
·       Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
·       Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
·       Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
·       Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
·       Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
   В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
   К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
В процессе детского экспериментирования, отмечали Л. Н. Менщикова, Л. Н. Прохорова, дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
На первом этапе работы, на основе исследований Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, были созданы все необходимые условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей.
В группе была создана мини - лаборатория «Юный следопыт», в которой были собраны:
1.    Материалы по темам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Насекомые»
2.    основное оборудование:
·   приборы - помощники: микроскоп, боксы для наблюдения, увеличительные стекла, безмен, песочные часы, настольная лампа, компас, магниты;
·   разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
·   природный материал: камешки, глина, песок, чернозем, ракушки, птичьи перья, шишки, семена и т. д.;
·   утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.;
·   технический материал: гайки, скрепки, болты, винтики и т. д.
·   разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.;
·   красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
·   медицинские материалы: пипетки, колбы (мерные ложки, резиновые груши) и т. д.;
·   прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, свечи и т. д.
3. Дополнительное оборудование: детские халаты, шапочки, клеенчатые фартуки, полотенца.
Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей.  От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются. Отдельно нужно отметить занятия с микроскопом, которые помогают детям расширить знания об окружающем мире, создают необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У них развивается любознательность, интерес к происходящим вокруг явлениям. Дети ставят вопросы и самостоятельно ищут на них ответы.
   Опыты и исследования я провожу по структуре, предложенной И. Л.  Паршуковой.
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта, проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики,  мышления (может быть организован  мышления  (может  быть  организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
6. Распределение детей на группы.
7. Анализ и обобщение полученных  результатов экспериментирования.
Проведенные эксперименты мы заносим в индивидуальные журналы наблюдений в виде протоколов. Отношения на занятиях с детьми я  строю на основе партнерства (мы обращаемся друг к другу со словами - коллеги, лаборанты-исследователи, научные работники, сотрудники). Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и  больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы.  В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными исследователями, первооткрывателями. На занятиях дети пользуются различными материалами. Для их безопасного применения были составлены правила  работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.
   Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она  упадет на ладошку? Как  освободить бусинки из ледяного плена? и т. п. Дети очень любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в разнообразные настольно-дидактические игры.
   Согласно логике экспериментально-исследовательского процесса, педагог определяет проблему (например, выявить свойства воды), объект (понятие «жидкость», правила (четко выполнять указания). Дети учатся формулировать понятие (жидкость - текущее, капельное вещество), анализировать проблему (определить способы выявления свойств жидкостей). Самостоятельно с помощью предложенных воспитателем инструментов дети ищут разнообразные способы решения поставленной проблемы, ориентируясь на правила. Результатом экспериментирования является определение свойств воды и их группировка: прозрачная, безвкусная, без запаха, но эти качества меняются в зависимости от растворенных в ней веществ; принимают форму емкости, в которую налита, и т.д. Дети в процессе диалога с воспитателем обнаруживают свойства воды и воздуха. Вывод о свойствах воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке эксперимента. Экспериментально-исследовательская деятельность носит индивидуальный характер и ставит ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт исследовательской деятельности. От ребенка требуется проявить способность к аргументации необходимости принятого им решения о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.
В экспериментально-исследовательской деятельности используется следующая логика методов:
· вопросы воспитателя, побуждающие детей к постановке проблемы;
· схематическое моделирование опыта;
· вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
· метод, стимулирующий детей к коммуникации: «спроси своего друга, что он думает по этому поводу»;
· метод « первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
   Большая роль в развитии поисково-исследовательской активности ребенка отводится семье. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его как личность. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Наши родители принимают  активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В «родительском уголке» можно увидеть рекомендации  по организации интересных опытов в домашних условиях.
Для родителей проводятся:
·      индивидуальные и подгрупповые беседы;
·      анкетирование, цель которого - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей;
·      открытые мероприятия;
·      используются различные виды наглядной агитации, в том числе ведения интернет-странички в блоге ДОУ.
   В конце года я провожу диагностику образовательной области «Познание», с помощью которой определяю уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Результаты показывают, что у детей сформировался  интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят  несколько предложений, которые хотя  и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему  по объему.
   Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной  деятельностью, таит в себе огромный  потенциал для развития творческой  исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.
   В настоящее время я продолжаю работу по этой теме. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть  прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая  атмосфера в группе, наше желание находиться с детьми и стремление к  профессиональному росту.
   Таким образом, практическая значимость моего исследования на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в  процессе детского экспериментирования»:
·       поможет детям закрепить знания о живой и неживой природе, полученные в ходе проведения опытов;
·       существенно повысит у детей среднего и старшего дошкольного возраста интерес к предметам и явлениям природы;
·       создаст мотивацию для самостоятельного проведения опытов, поддержания инициативы в выдвижении предположений о причинах природных явлений и способах их проверки;
·       приносит радость и эмоциональное равновесие;
·       критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.
Дети в дошкольном возрасте проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывают предположение, выстраивают гипотезу как самостоятельно, так и с помощью сверстников или взрослого. Могут принимать участие, как активное, так и пассивное в планирование деятельности. Дети самостоятельно готовят материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Проявляют настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
   Опыты и экспериментирования способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Итак, в перспективе - формирование умений детей для самостоятельного экспериментирования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий